Это интересно


Развитие ребенка 3-4 лет: шпаргалка для родителей.

Физическое развитие ребенка 3 - 4 лет.
 Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 3 до 4 лет:
·         ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
·          бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
·         ловит мяч двумя ручками;
·         подражает действиям взрослого;
·         выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
·         может кататься на трехколесном велосипеде;
·         делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3 - 4 лет.
·         ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
·         эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
·         проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
·         у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);
·         имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.

Познавательное развитие ребенка 3 - 4 лет.
·         малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
·          ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
·         различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
·         собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 - 8 колец и четырехсоставную матрешку;
·         подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
·         складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
·         находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
·         складывает несложный узор из мозаики;
·         понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
·         свободно ориентируется в знакомом помещении;
·         пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
·         замечает изменения в погоде и называет их;
·         активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.
·         Речевое развитие ребенка 3 - 4 лет.
·         ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
·         узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;
·         правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
·         называет предметы, действия, качества;
·         использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
·         вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
·         рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
·         повторяет слова и фразы за взрослым.

Художественно-творческое развитие ребенка 3 - 4 лет.
·         ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
·         быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;
·         повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
·         одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
·         понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
·         использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
·         создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);
проявляет желание творить вместе с взрослым.




ФОРМИРОВАНИЕ  КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ДЕТЕЙ 3-4  ГОДА ЖИЗНИ.

Я - САМ!
Дети этого возраста стремятся и могут быть самостоятельными, только если для этого им создать условия.
         Для умывания дома поставьте скамеечку или табуретку, стоя на которой малыш сможет достать кран, полотенце должно быть коротким, чтобы он легко мог им вытереться, повесьте его на высоте доступной для ребенка, чтобы он мог снять его и повесить сам. Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода не очень холодная и не затекает в рукава.
         Для кормления лучше иметь маленькие по росту ребенка, стол и стулья; найти доступное для него место хранения предметов сервировки стола: салфеток, посуды и др.
         Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает значительность ситуации. Покажите ему пример культуры поведения за столом, не делайте замечаний при  какой-либо неудаче, неловком действии, незаметно помогите малышу, похвалите его самостоятельность и аккуратность.
         В любом случае привлекайте ребенка к участию в приготовлениях к еде, предложите ему поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т.д. Выполнение этих действий создает у ребенка установку на прием пищи, положительно влияет на его аппетит. Кроме того, это приучит малыша к труду и самостоятельности.
         Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок все хочет сделать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами. Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.
         Задача взрослых помогать малышу!
Так, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами- одеждой и обувью.
Если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и получал удовольствие, надо придерживаться принципа: раздевание должно "готовить" одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку одевание. Конечно, у ребенка должен быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста. Хвалите ребенка за те действия, которые он делает правильно, прилагает усилия. В том случае, если ребенку действие дается легко, хвалить не надо. В похвале должна быть мера.
         Сначала ребенку нужна будет помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремление к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть-чуть поправляйте движение ребенка. Он должен почувствовать, что это действие приводи к желаемому результату. Обратите внимание, сначала действие совершается ребенком, и лишь после неудавшейся попытки вы приходите ему на помощь. Причем, не делая за него, а способствуя самостоятельной деятельности.






Возрастные особенности детей 3 - 4 лет
В этом возрасте дети еще не могут управлять собой по собственному
желанию, его поведение носит большей частью характер.

Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребёнку важно:
· Много двигатьсяпотому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
· Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
· Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов, всегда меньше, чем количество понимаемых.
· Игратьпоскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции; восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
· Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
· Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то неполучается, поскольку ребенок в3—4 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
· Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
· То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:
· Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
· Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой/ деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
· Чаще разговаривать с малышомчитать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
· Предоставлять возможности для самых разных игрв основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 3-4 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
· Относиться к ребенку спокойно и дружелюбноПо возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
· Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересногоВаша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
· Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящееИ ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий